Тема: «Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения».
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком -средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, то есть недостаточное речевое общение ребенка с матерью. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Также в ДОУ и семье должны создаваться условия для общего и речевого развития детей.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Задачи родителей:
- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это происходит по с двум причинами:
1. Родители не слышат недостатков речи своих детей;
2. Не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.
При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьировать в зависимости от конкретных проблем. Приобретенные знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.
Консультации, практикумы могут посещать не только мамы, но и папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры — словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и образовательном учреждении к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.
Посещая консультации и приобретая необходимые знания и умения, родители видят, что коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителя, педагога.
В основу результативной организации сотрудничества ребенка, учителя – логопеда и родителей может быть положена схема контактного взаимодействия участников педагогического процесса, которая предполагает определенную последовательность, стадиальность работы.
А поэтому, для того чтобы закрепить знания, умения и навыки, которые были приобретены на консультациях, практикумах, родителям достаточно соблюдать несколько простых правил:
1. Помните, богатая, чистая и правильная речь будет развиваться только благодаря общению со взрослыми. Здесь важно, чтобы вы проявили максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных для ребенка словах.
2. Выполняйте артикуляционные упражнения, автоматизируйте поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, рассказах, составляйте схемы слов и т. д. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. С ребенком нужно заниматься ежедневно по 10-20мин.
3. В дошкольном возрасте для детей важно игровое начало. Упражнения можно выполнять вместе с любимыми игрушками, а можно привлечь и других членов семьи, предоставив роль учителя ребенку. Детям очень нравится быть взрослыми. Поощряйте их стремление, только не забывайте, что он должен правильно объяснять и показывать артикуляционные движения. Так, невзначай, из пассивного участника ребенок превращается в «учителя».
4. Чтение художественной литературы всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Не забывайте спокойное, тихое и лёгкое чтение перед сном. Возраст до 7 лет – это период бурного развития детской фантазии, поэтому сказка здесь приобретает особое значение. Сказка на ночь не должна длиться больше 10-15 минут.
5. Общеизвестно, что развитие мелкой моторики тесно связано не только с развитием речи, а также других психических процессов, но и со становлением и формированием личности в целом. Упражнения для развития пальцев рук можно выполнить где угодно: дома, в машине, на природе.
Самыми простыми и доступными из них являются следующие:
собирание желтых, красных, синих цветочков; листочков; шишек; маленьких и больших камешков;
рисование пальчиками на песке, в воздухе, на ладонях различных геометрических фигур, линий, простых изображений;
перебирание белой и цветной фасоли, риса и гречки, гороха;
прищипывание прищепок;
выкладывание узоров из спичек (без серы, счетных палочек.
наматывание шерстяных ниток.
различные игры с пуговицами
лепка из соленого теста и т. д.
Запомните несколько простых правил:
Развитие речи происходит на всем этапе становления человека как личности, но наибольшую значимость в этом развитии имеют первые семь лет жизни. Не упустите этот шанс! Ученые давно подметили, что в каждом из нас заложены предпосылки к гениальности, и начинают они развиваться не от раннего обучения чтения, письму или высшей математике, а от способности ребенка познать окружающий мир через зрение, слух, осязание, слово, через взаимодействие с понимающими и терпеливыми родителями.
|