|                                                                                                                                                                материал подготовлен учителем-логопедом Андреевой Е.А.                                                                    МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: ПЕРЕСКАЗ   Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада.    Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь пони мания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи пересказом и рассказом (в элементарной форме).   Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ — сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества,— это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.  Виды пересказа: 
 
 подробный или близкий к тексту пересказ,
 пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а о» третьего лица и наоборот),
 пересказ фрагментов,
 пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.),инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми-«актерами»).  На пятом году жизни появляется способность к монологической речи. В средней группе учат выразительно пересказывать рассказы и сказки, как хорошо известные детям, так и впервые прочитанные на занятии, а также описывать предметы, называя их наиболее характерные признаки (по восприятию). В старшей группе нужно закреплять и совершенствовать приобретенные умения, а также учить более сложному — описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлять по картинкам описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном) , так и с элементами творчества (по сюжетной картинке, III квартал). В этой группе более высокие требования предъявляются к качеству рассказа. Важна связность и целенаправленность рассказа (не отступать от заданной воспитателем темы), его подробность (указывать место и время действия). В подготовительной к школе группе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуются выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность.      МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ   Произведения для пересказа.   Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными. Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выряженной последовательностью действий. Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения – выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений; наличие несложных фирм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с, учетом особенностей детского внимания и памяти. В средней группе на первых занятиях можно использовать много раз читанные детям русские народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» (с элементами настольного театра), «Кто сказал «мяу?» В. Сутеева (отрывки), а далее - впервые прочитанные рассказы Л. И. Толстого, состоящие, из нескольких предложений («Сел дед пить чай»), и других писателей, а также произведения, подобранные В. В. Гербовой'. Для старшей и подготовительной ш школе групп подбор текстов дан в «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста» (М., 1976, 1981). В подготовительной к школе группе можно предлагать детям более сложные по форме бессюжетные, описательные произведения («Кот Васька» К. Д. Ушинского, «Разлились реки» Г. Скребицкого), а также рассказы-миниатюры или отрывки из произведений о природе поэтического характера («Зеленые бабочки» Н. Сладкова и др.). Пересказ проводится примерно 1—2 раза в месяц как часть занятия (имеется в виду и пересказ новых произведений, и повторный).  Структура занятия по пересказу. Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру: 
 
 Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
 
 чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям. 
 
 Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
 
 беседа (разбор произведения). Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа). 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно. 
 
 Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
 Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
 Пересказ (3—7 человек).    Приемы обучения пересказу.   
 
 Образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
 Вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также объяснения и указания.
 Упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детой, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
 Подсказ слова или фразы воспитателем.
 На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговариваете последовательных предложений).
 Отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). 
 Пересказ по частям применяется в тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно. 
 Оценка пересказа педагогом. 
 Пересказ по ролям (в лицах) уместен, если в произведении есть диалог.
 Игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.   Метод «рисуночного письма».  (для занятий с детьми 5-7 лет) Благодаря методу «рисуночного письма» дети научатся запоминать и последовательно рассказывать не только короткие, но и достаточно длинные тексты. Кроме того, данный метод поможет пробудить интерес к литературе, увлечь прочтением других сказок и обогатит их словарный запас.   Чтение рассказов сопровождается показом картинок-подсказок. Рассказ предваряется рисунком и загадкой, которые знакомят детей с главным героем. Занятие по данному методу имеет следующую структуру:   • Отгадайте с детьми загадку. Предложите им раскрасить картинку. • Прочитайте детям рассказ с выражением. Перед началом чтения закройте листом бумаги все картинки-подсказки, кроме первой. Пусть дети смотрят на неё, когда вы будете читать им текст. Так же действуйте и с остальными картинками-подсказками, поочерёдно открывая их при чтении следующих частей текста. После прочтения каждого эпизода рассказа предложите детям внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать, что на ней нарисовано. • Далее выполните с детьми задание «Чудесные превращения». Для этого попросите их закрыть глаза и мысленно представить героя прочитанной истории. Спросите детей, как выглядит этот персонаж, как он говорит, как смеётся, как двигается и т. п. Пусть дети мимикой, голосом и движениями изобразят данного героя. • Затем предложите детям рассказать всю историю по картинкам-подсказкам. Если они справятся с этим заданием без особых трудностей, попросите их рассказать историю снова, но уже без подсказок. (Автор: Л.Е. Белоусова) |