Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 11.12.2018, 03:23

Меню сайта
Статистика
Главная » 2018 » Ноябрь » 25 » Развитие связной речи дошкольников: методика обучения пересказу.
Развитие связной речи дошкольников: методика обучения пересказу.
19:44

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: ПЕРЕСКАЗ

 

Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд ло­гически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада.

 

Монологическая речь психологически более сложна, чем диало­гическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь пони мания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе обще­ния. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи пересказом и рассказом (в элементарной форме).

 

Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослу­шанного художественного произведения. Пересказ — сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержа­ние и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспита­теля (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выра­зительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элемен­ты творчества,— это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

Виды пересказа:

  • подробный или близкий к тексту пересказ,

  • пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а о» третьего лица и наоборот),

  • пересказ фрагментов,

  • пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.),

  • инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми-«актерами»).

На пятом году жизни появляется способность к монологической речи. В средней группе учат выразительно пересказывать расска­зы и сказки, как хорошо известные детям, так и впервые прочи­танные на занятии, а также описывать предметы, называя их наи­более характерные признаки (по восприятию).

В старшей группе нужно закреплять и совершенствовать при­обретенные умения, а также учить более сложному — описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлять по картинкам описательные и по­вествовательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисо­ванном) , так и с элементами творчества (по сюжетной картинке, III квартал). В этой группе более высокие требования предъявля­ются к качеству рассказа. Важна связность и целенаправленность рассказа (не отступать от заданной воспитателем темы), его под­робность (указывать место и время действия).

В подготовительной к школе группе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуются выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точ­ность.

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ

 

Произведения для пересказа.

 

Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности. Тексты под­бирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отноше­ние к данному событию.

Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы по­ступков действующих лиц должны быть понятными.

Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой компози­цией, с хорошо выряженной последовательностью действий.

Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения – выразительность, наличие бога­тых и точных определений, сравнений; наличие несложных фирм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с, учетом особенностей детского внимания и памяти.

В средней группе на первых занятиях можно использовать много раз читанные детям русские народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» (с элементами настольного театра), «Кто сказал «мяу?» В. Сутеева (отрывки), а далее - впервые прочитанные рассказы Л. И. Толстого, состоящие, из нескольких предложений («Сел дед пить чай»), и других писателей, а также произведения, подобранные В. В. Гербовой'. Для старшей и подготовительной ш школе групп подбор текстов дан в «Хрестоматии для детей стар­шего дошкольного возраста» (М., 1976, 1981). В подготовительной к школе группе можно предлагать детям более сложные по форме бессюжетные, описательные произведения («Кот Васька» К. Д. Ушинского, «Разлились реки» Г. Скребицкого), а также рассказы-миниатюры или отрывки из произведений о природе поэтического характера («Зеленые бабочки» Н. Сладкова и др.).

Пересказ проводится примерно 1—2 раза в месяц как часть занятия (имеется в виду и пересказ новых произведений, и по­вторный).

Структура занятия по пересказу.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую струк­туру:

  1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового про­изведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

    • чтение без предупреждения о последующем пере­сказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо зна­комо детям.
  1. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последую­щий пересказ.

    • беседа (разбор произведения). Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и ха­рактеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавяз­чиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологиз­мы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа). 1-й и 4-й этапы опускаются, если срав­нительно сложное произведение было прочитано и разобрано за­ранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
  1. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иног­да перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

  2. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

  3. Пересказ (3—7 человек).

 

Приемы обучения пересказу.

 

  1. Образец чтения произве­дения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее зна­чимых или трудных отрывков, фраз.

  2. Вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также объяснения и указания.

  3. Упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей инто­нации и др. Возможны обращения к личному опыту де­той, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

  4. Подсказ слова или фразы воспитателем.

  5. На на­чальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком нача­той фразы, попеременное проговариваете последовательных пред­ложений).

  6. Отраженный пересказ (повторение ре­бенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

  7. Пересказ по частям применяется в тех слу­чаях, когда произведение делится на логические части и достаточ­но длинно.

  8. Оценка пересказа педа­гогом.

  9. Пересказ по ролям (в лицах) уместен, если в произведении есть диалог.

  10. Игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

 

Метод «рисуночного письма».

(для занятий с детьми 5-7 лет)

Благодаря методу «рисуночного письма» дети научатся запоминать и последовательно рассказывать не только корот­кие, но и достаточно длинные тексты. Кроме того, данный метод поможет пробу­дить интерес к литературе, увлечь прочтением других сказок и обогатит их сло­варный запас.

 

Чтение рассказов сопровождается показом кар­тинок-подсказок. Рассказ предваряется рисунком и загадкой, которые зна­комят детей с главным героем. Занятие по данному методу имеет следующую структуру:

 

• Отгадайте с детьми загадку. Предложите им раскрасить картинку.

• Прочитайте детям рассказ с выражением. Перед началом чтения закройте листом бумаги все картинки-подсказки, кроме первой. Пусть дети смотрят на неё, когда вы будете читать им текст. Так же действуйте и с остальными картин­ками-подсказками, поочерёдно открывая их при чтении следующих частей текста. После прочтения каждого эпизода рассказа предложите детям внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать, что на ней нарисовано.

• Далее выполните с детьми задание «Чудесные превращения». Для этого попросите их закрыть глаза и мысленно представить героя прочитанной истории. Спросите детей, как выглядит этот персонаж, как он говорит, как смеётся, как двигается и т. п. Пусть дети мимикой, голосом и движениями изобразят дан­ного героя.

• Затем предложите детям рассказать всю историю по картинкам-подсказ­кам. Если они справятся с этим заданием без особых трудностей, попросите их рассказать историю снова, но уже без подсказок.

(Автор: Л.Е. Белоусова)

Категория: Страница логопеда Андреевой Е.А. | Просмотров: 45 | Добавил: elena150479 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Друзья сайта

ВСЕРОССИЙСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД:
ШАГИ НАВСТРЕЧУ

(о защите прав педагога)


ВАШ ЛОГОПЕД
сайт логопеда Егоровой В.Г.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЧКИ
сайт муз.руководителя
Голубевой Е.В.
САЙТ
 логопеда Котиной А.Ю.
БЛОГ
Назаровой Э.А.

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Полезные ссылки







ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

***
Концепция развития Санкт-
Петербурга до 2030 года
***



dou11 © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz