Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 07:37

Меню сайта
Статистика
Главная » 2013 » Ноябрь » 9 » ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ
23:09

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛУКЬЯНОВОЙ Т.Н.

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Оно характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности устной речи.
Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Заикание мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, осложняет положение ребенка в детском коллективе.
По данным отечественных и зарубежных ученых, заикаются примерно 2-5% детей от их общего числа. Заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заикания.

 

Эволюционное заикание развивающееся в период становления развернутой фразовой речи в возрасте от 2 до 5 лет, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы (психиатр И. А. Сикорский назвал его «детской болезнью»).

2. Симптоматическое заикание (как правило, у взрослых), возникающее на фоне органического поражения центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях, поражениях сосудов и т. п.).
Возникновению заикания способствуют условия воспитания, ведущие к избалованности ребенка, неровное воспитание, «воспитание примерного ребенка».Избалованный ребенок, как правило, недостаточно активно вступает во взаимодействие с окружающими. Низкие требования, предъявляемые к нему со стороны окружающих, приводят к тому, что ребенок не может всесторонне проявить свои возможности и часто вынужден подчиняться другим детям. В таких случаях ребенок боязлив, не уверен в себе и скован.При этом страдает формирование соответствующего возрасту поведения. Избалованные дети нередко подвергаются насмешкам со стороны товарищей по играм, что заставляет их сторониться сверстников. Нарушается социальный контакт с коллективом. Избалованные дети склонны удовлетворять свои желания, проявляя упрямство и агрессивность.
Если ребенок лишен родительской любви и понимания в противоположность избалованному, то он реагирует на принуждение, если оно очекбрезкое, сопротивлением и агрессией. Отношение окружающих к дефекту имеет решающее значение для течения заикания. Родители могут помочь ребенку в момент появления заикания и оказать положительное влияние на его речь. Заикание также может быть следствием подражания.
Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые, подвержены бурным эмоциональным реакциям.
Для заикающихся детей характерно  двигательное беспокойство,  проявляющееся в постоянных и беспорядочных движениях, например в приседании, подпрыгивании, подергивании тела или конечностей. Это беспокойство может проявляться и во сне: вздрагивание, сбрасывание одеяла, постоянное изменение позы.
Один из внешних признаков заикания -расстройство дыхания. Неречевое дыхание у заикающихся, как правило, поверхностное, ритм неустойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.
Состояние речи тесно связано также с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, заикание обычно усиливается во время болезни, при переутомлении, при возбуждении от подвижных игр. Наблюдаются также колебания в проявлении заикания в связи с погодой, временем года, условиями жизни, питанием.
Для устранение заикания у детей необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника.

Работа воспитателя заключается в воздействии на личность заикающегося ребенка, формирование его взаимоотношений с окружающими, развитие его эмоционально-волевой сферы. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Воспитатели должны воспитывать у детей уверенность в себе, сознание своей полноценности, желание избавиться от речевого дефекта. Большое значение для успешного преодоления заикания имеет также речь окружающих (персонала детского сада и родных ребенка). Дети должны слышать только негромкую, спокойную, внятную, неторопливую речь, чтобы у них был хороший пример для подражания. Физические упражнения для развития координации и ритмизации движений, умения управлять собой, снимающие общую скованность, напряжение.
Необходимо проводить работу с родителями. Обязательное проведение бесед об отношении к детям дома; оно должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Успехи детей должны поощряться. Необходимо соблюдать общий и речевой режимы , рационально питаться, обязательны дневной сон, продолжительные прогулки на свежем воздухе, закаливании.

Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние часы со всеми детьми. На фронтальных занятиях  у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью без заикания.
Длительность занятий воспитателя зависит от возраста детей (от 30 до 45 минут) и включает обязательный перерыв или физкультурную паузу (5-7 минут), во время которой дети должны отдохнуть, позаниматься несложными физическими упражнениями. На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка, куда могут входить упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, лексико-грамматические задания, автоматизация и дифференциация поставленных логопедом звуков и т.п. Продолжительность индивидуального занятия воспитателя — 10-15 минут. Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы должны быть навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях. Воспитатель организует такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы, в зависимости от этапа логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка. Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон. В первой и второй половине дня рекомендуется организация спокойных игр, особенно в период режима ограничения речи. В этот период большое значение имеет правильная организация игр: использование настольных игр и игрушек, конструкторов, оборудование отдельных зон в группе для проведения индивидуальных игр. Используются также хороводные игры с пением. Чтобы у детей не возник дефицит двигательной активности, воспитатель организует подвижные игры на прогулке и физкультурных занятиях. Важно также успокоить детей после прогулки, активных, подвижных игр.

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон — именно эти качества необходимы при работе с заикающимися дошкольного возраста. Педагог учит детей управлять собой — выполнять установленные правила, спокойно вести себя в новой обстановке, выслушивать собеседника, при желании высказаться поднимать руку и т. д. Воспитательные мероприятия должны пронизывать работу педагога на протяжении всего времени общения с заикающимися детьми.
Для успешной работы логопеда, воспитателя, музыкального руководителя,  необходимо осуществлять совместное планирование занятий, соблюдать преемственность и согласованность действий.

Категория: Страница воспитателя Лукьяновой Т.Н. | Просмотров: 3718 | Добавил: Елена06 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Друзья сайта
ВСЕРОССИЙСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВАШ ЛОГОПЕД
сайт логопеда Егоровой В.Г.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЧКИ
сайт муз.руководителя
Голубевой Е.В.
САЙТ
 логопеда Котиной А.Ю.
БЛОГ
Назаровой Э.А.
САЙТ
учителя-дефектолога
Голубевой А.Н.
САЙТ
логопеда Котовой Е.А.
САЙТ
логопеда Голубевой  Н.И.

Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Полезные ссылки






ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

***
Концепция развития Санкт-
Петербурга до 2030 года
***



dou11 © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz