Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 24.02.2018, 02:44

Меню сайта
Статистика
Главная » 2012 » Май » 15 » Мониторинг речевого развития
Мониторинг речевого развития
00:37

                           Мониторинг речевого развития

 

Комплексное обследование позволяет получить целостную картину речевого развития ребенка в результате проведения коррекционного обучения. При анализе учитываются характерные особенности и недостатки речи детей с общим недоразвитием речи. Основными критериями оценки являются:

степень самостоятельности выполнения заданий;

       полнота и обобщенность ответов;

      степень соответствия детской речи условному эталону нормы


При проведении исследования учитель-логопед заносит результаты в протоколы, которые составлены в соответствии с учетом этапа обучения детей с общим недоразвитием речи.

Обследование компонентов языковой системы

Для выявления динамики речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследованию подлежит:

-звукопроизношение;

-пассивный и активный словарный запас;

- понимание изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфемами):    суффиксами, префиксами, флексиями;

- словоизменение и использование предлогов;

- словообразование и подбор слов с противоположным значением;

- слоговая структура многосложных составных слов;

- объем и типы предложений;

- понимание и пересказ прочитанного текста;

-  умение составить рассказ по серии картинок;

-  уровень фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.

В процессе работы используются различные методические приемы.
Для выявления уровня экспрессивной речи используются следующие приемы:

  самостоятельное называние профессий и времен года: логопед предлагает рассмотреть картинки с изображением профессий и времен года, а затем назвать их («Назови профессию», «Назови время года»);

  подбор предметов к заданному слову:»Овощи- это…» и т. д.;

  самостоятельное называние детьми, с использованием соответствующего картинного материала: детенышей животных, частей тела человека и предметов, малознакомых предметов;

  самостоятельное называние детьми, с использованием соответствующего картинного материала: прилагательных по цвету, форме («Огурец овальный, зеленый, а помидор, солнце какие?») и т.д.);

  подбор прилагательных к существительным («Рубашка какая?»…);

 подбор относительных прилагательных (ребенок должен как можно больше назвать слов, которые отвечают на вопрос, н- р: какая);

 подбор притяжательных прилагательных («Это чей хвост?» и т. д);

  подбор синонимов (Мальчик грустный, а по-другому как сказать? невеселый, печальный);

  подбор глаголов к существительным с использованием соответствующего картинного материала («Лошадь что делает?»);

 называние глаголов прошедшего времени ( «Сегодня Оля кушает, а вчера…?» и т. д.);

 называние глаголов совершенного вида с использованием соответствующего картинного материала («моет- вымыла»…);

 подбор слов противоположных по смыслу (антонимов) с использованием картинного материала («Толстый, а наоборот тонкий»)

Для выявления уровня импрессивной речи используется картинный материал, дидактический материал и методические приемы:  показ ребенком предметов, названных логопедом («Покажи где мяч, а где мячик?»);

  показ ребенком действий, названных логопедом («Покажи, где мальчик заходит, выходит?»);

 показ соответствующей картинки ребенком («Покажи, где мальчик дарит цветы девочке, а где девочка дарит мальчику?»)

При изучении сформированности грамматического строя речи используются следующие упражнения и соответствующий дидактический и картинный материал:

  образование множественного числа имен существительных (Игра «Один-много»);

 образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных

      ( Игра «Назови ласково»);

 согласование прилагательных с имена существительными в роде и числе ;

  согласование имен существительных с числительными в роде, числе (Игра «Сосчитай»);

  образование глаголов множественного числа («Девочка идет, а девочки…?»);

  употребление предлогов ( «Скажи, где сидит птица?»…);

  употребление имен существительных в косвенных падежах (Игра «Кому что дадим?», «Кто чем работает?», «О ком рассказывает …?»);

  образование приставочных глаголов («Скажи, что делает машина?»).

При исследовании состояния фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза используются следующие приемы:

  повтор вслед за логопедом сочетаний из 3-4 слогов в определенной последовательности (да-та-да, та-да-та…);

  Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам: корка-горка..);

  Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам: речка-редька, рейка-лейка…);

  определение наличия заданного звука в словах (заданный звук должен находиться в словах в разных позициях, при произнесении выделяемый звук логопедом произносится утрированно);

  выделение ударного гласного звука в начале слова (при произнесении выделяемый звук логопедом произносится утрированно);

  выделение согласного звука в конце слова ( перед ребенком лежат картинки, логопед называет картинки, выделяя голосом конечный гласный звук- ребенок должен назвать конечный звук);

  звуковой анализ слов (Перед ребенком лежит картинка, логопед произносит утрировано слово, а ребенок называет звуки и выкладывает схему слова, н – р: кот);

  определение места заданного звука (начало, середина, конец слова) (Перед ребенком лежит картинка, логопед просит назвать слово и определить место звука);

  определение ударного слога (логопед вместе с ребенком произносит слово, выделяя голосом ударный слог, а затем просит ребенка повторить слог, который больше выделялся при произнесении);

  деление слов на слоги (логопед просит ребенка прохлопать заданные слова и определить, сколько в слове слогов. При затруднениях логопед прохлопывает слово вместе с ребенком)

 

 Для выявления уровня развития связной речи используются следующие приемы:

 составление предложение по сюжетной картинке (ребенок рассказывает о том, что нарисовано на картинке);

  пересказ рассказа (Логопед читает ребенку рассказ, задает вопросы по его содержанию. После повторного чтения, с установкой на пересказ,  ребенок должен рассказ пересказать);

  составление описательного рассказа (Для рассказа – описания игрушки логопед демонстрирует игрушку ребенку и дает инструкцию: «Рассмотри внимательно игрушку и расскажи о ней: что это, какая она, что у нее есть, во что одета, как с ней можно играть?»);

Для обследования состояния звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков, которые искажаются, заменяются, смешиваются  ребенком (гласные звуки, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные). Ребенку предлагается произнести звук изолированно, в слогах, словах, предложениях.

При обследовании слоговой структуры слова ребенку предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние слов с опорой на наглядность (предметные картинки) слова различной звукослоговой структуры.

 

 

 

Категория: Страница логопеда Егоровой В.Г. | Просмотров: 945 | Добавил: skalbi | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Друзья сайта

СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД:
ШАГИ НАВСТРЕЧУ

(о защите прав педагога)


ВАШ ЛОГОПЕД
сайт логопеда Егоровой В.Г.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЧКИ
сайт муз.руководителя
Голубевой Е.В.

САЙТ
 логопеда Котиной А.Ю.

САЙТ
логопеда Ванинцевой Н.Н.

БЛОГ
Назаровой Э.А.

Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Полезные ссылки






ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

***
Концепция развития Санкт-
Петербурга до 2030 года
***



dou11 © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz