Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 06.12.2024, 04:57

Меню сайта
Статистика
Главная » 2010 » Ноябрь » 25 » ДЕТСКИЙ РИСУНОК-ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
ДЕТСКИЙ РИСУНОК-ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
00:40
 


Графическое изображение уверенности и неуверенности

Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа.

Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно с забавной развязностью, создавая фигуру, выражающую своим размером, размахом и броским расположением на странице свободу от сдерживающей тревожности.

детские рисунки

Рис.1. Нарисован неуверенной девочкой 7,5 лет. Застенчивая, с низкой самооценкой. Семья без отца. Нервная, напряженная мать. Не успевает в школе, несмотря на вполне нормальное умственное развитие. Пока она рисовала, она спросила: "У меня нормально получается?" Она сказала, что фигурка изображает ее.

детские рисунки

Рис.2. Выполнен уверенной девочкой 7 лет, живущей в полной, нормальной и гармоничной семье. Это дружелюбный, опережающий развитие ребенок.

Пропуск верхних конечностей

Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития. Пропуск рук в рисунках становится отклонением к 10 годам, когда уже более 90% детей изображают на рисунках руки.

Вэйн и Эйсен считают отсутствие рук на рисунке одним из 4 показателей, которые выявляют с большой долей вероятности неприспособленных детей в возрасте между 5 годами 3 месяцами и 6 годами 5 месяцами. Другие три показателя - отсутствие тела, отсутствие рта и нелепый, причудливый рисунок. Спрятанные руки интерпретируются как выражение чувства вины.

детские рисунки

Рис.3. Руки отсутствуют. Нарисован чрезвычайно осторожным, неагрессивным мальчиком. Возраст 6 лет 10 месяцев. Не любит грубых, чрезмерно активных детей.

детские рисунки

Рис.4. Нарисован замкнутой, неагрессивной девочкой 5 лет 8 месяцев. Она сказала, что на рисунке изображена она сама.

детские рисунки

Рис.5а. На этом и следующем рисунке руки у людей отсутствуют. Оба рисунка принадлежат мальчику 7 лет. Он застенчив, не агрессивен, страдает энурезом, испытывает дезориентацию, если в его установленном распорядке что-то меняется. Беспокоится, если кто-то опаздывает хотя бы на минуту.

детские рисунки

Рис.5б. Рисунок семьи.

детские рисунки

Рис.6. Нарисован мальчиком 5 лет 11 месяцев. Средний уровень интеллекта. Он назвал свой рисунок "Человек и дерево". В изображении человеческой фигуры, довольно маленькой по размеру, отсутствуют руки. Эти характеристики указывают на застенчивость и, как правило, отмечаются в рисунках неагрессивных детей. В действительности к этому имеет отношение его мать, чья манера воспитания воплотилась в том, что мальчик никогда не сопротивлялся, если его бил другой ребенок, предпочитая развернуться и уйти.

Следующие рисунки (7а,б и 8а,б) были выполнены в один день двумя сестрами. Младшая (5 лет 9 месяцев) нарисовала большие фигуры с расставленными руками и четко обозначенными ногами. Рисунок сделан в свободной манере, штрихи нанесены смело, с сильным нажимом (рис. 7а,б).

Совсем иначе выглядит рисунок ее сестры (6 лет 11 месяцев). Она нарисовала фигуры меньшего размера, с неустойчивыми ногами и маленькими руками. Нажим слабый. Может быть важным, что она добавила к рисунку солнце и при этом закрасила его.

Оба рисунка демонстрируют уровень интеллекта выше среднего. Обе девочки в первую очередь нарисовали фигуру своего пола, выражая тем самым, что их сексуальная ориентация соответствует их полу. Кроме того, одна девочка удовлетворена собой, в то время как другая испытывает недостаток самоуверенности. Эти черты личности выражаются в их поведении дома и в школе. В связи с этим младшая сестра, более свободная и смелая, сказала, что она нарисовала Джоанну, подругу, а старшая, более застенчивая, сказала: "Это я". Автор склонен интерпретировать этот факт в поддержку своего взгляда на то, что уверенный ребенок менее склонен рисовать себя, чем неуверенный, чьи мысли обращены внутрь, на себя.

детские рисунки

Рис.7а,б.

детские рисунки

Рис.8а,б.


Выделение рук и пальцев

Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это "автопортрет". Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.

детские рисунки

Рис.9. Нарисован мальчиком 7 лет с незаурядным интеллектом, но плохо приспособленным к домашней и школьной жизни. Пытается найти компенсаторное удовлетворение через пищу и владение вещами. Одной из частных проблем является склонность к воровству. Обратите внимание на прорисованные пальцы.

Маленькие, неустойчивые ноги

Неуверенные дети часто изображают неустойчивые фигуры, шаткие, с крошечными ногами, не дающими эффективной поддержки. Дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защищенности приводит к нарушению развития личности; постоянное чувство тревоги к тому же препятствует развитию эмоциональной зрелости и достижению психического здоровья. Эрик Эриксон в своей книге "Детство и общество" показал, как много зависит от установления базового чувства доверия в течение первого года жизни.

детские рисунки

Рис.10. Нарисован неуверенной, застенчивой девочкой 4 лет 10 месяцев. Отзывчивая, внимательная, интеллект выше среднего, склонна к приступам, потеря слуха сенсорно-невральной природы. Воспитывается без отца. Обратите внимание на маленькие верхние конечности и крошечные неустойчивые ноги.


Источник: Джон Дилео "Детский рисунок. Диагностика и интерпретация".

Категория: Страница логопеда Егоровой В.Г. | Просмотров: 2823 | Добавил: skalbi | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Друзья сайта
ВСЕРОССИЙСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВАШ ЛОГОПЕД
сайт логопеда Егоровой В.Г.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЧКИ
сайт муз.руководителя
Голубевой Е.В.
САЙТ
 логопеда Котиной А.Ю.
БЛОГ
Назаровой Э.А.
САЙТ
учителя-дефектолога
Голубевой А.Н.
САЙТ
логопеда Котовой Е.А.
САЙТ
логопеда Голубевой  Н.И.

Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Полезные ссылки






ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

***
Концепция развития Санкт-
Петербурга до 2030 года
***



dou11 © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz