Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.10.2018, 02:43

Меню сайта
Статистика
Главная » 2011 » Декабрь » 7 » Формирование грамматических навыков в работе над именем существительным
Формирование грамматических навыков в работе над именем существительным
16:31

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАБОТЕ НАД ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ

 

Ежегодно, начиная обследовать речь вновь поступивших детей, мы сталкиваемся с тем, что у большинства этих детей нарушен грамматический строй речи. В употреблении частей речи у детей 5-6 года жизни можно отметить ряд особенностей. «Пришли без польт», «мое фамилие», «много делов» - приведенные примеры детских ошибок – это нарушение норм литературного языка, в частности норм образования форм рода, числа, падежа  имен существительных. Все это нарушения правильности речи.

 

Обследование. Методы и приемы.

При обследовании грамматического строя речи я использую следующие задания.

1.    Детям предлагаю закончить фразу, начатую мною. Например: Мальчик кормит сеном (кого?) и в качестве наглядной опоры предъявлялась соответствующая картинка (корова). В основном дети справлялись с этим вопросом, только 2 ребенка ответили: «Мальчик  кормит сеном корова».

2.    Детям предлагаю составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм, причем, сначала дети составляют предложения с моей помощью, а затем самостоятельно. Например: «Мы увидели в цирке (кого?) – клоуна, гимнаста, акробата».

3.    Вставить пропущенные предлоги или слово в нужной падежной форме. Например: Самолет летит (где?) – предлог НАД

Воспитатель подошла  … столу – предлог К т и т.д.

 

Хочу привести пример из опыта работы нескольких лет, какие ошибки в употреблении имени существительного встречались при обследовании детей.

1.     в образовании форм множественного числа допускались ошибки типа: дерева, лягушонки, цыпленки, круга, числы.

2.     В трудных сочетаниях существительного с числительными: у них нет две ноги, пять карандашов.

3.     Очень часты случаи неправильного употребления несклоняемых существительны: без пальта, не было кина, не хочу кофею, играет на пианине.

4.     Много ошибок связано с употреблением суффиксов: собачата, стульчонок, деревище.

5.     Иногда дети употребляют наречия в роли существительных: на наружи, во внутри, в запазухе

Хочется отметить, что мы с воспитателями стараемся проводить обследование в интересной и занимательной для детей форме, ведь именно с обследования и начинается установление контактов с детьми.

 

Методы и приемы используемые в течение работы с детьми над формированием грамматических навыков.

Чтобы привлечь внимание детей к процессу обучения, в группе каждый день использую картинки с изображением сказочных героев: доброго Карлсона, Незнайки, Знайки, Самоделкина и других. Появляясь в группе, сказочные герои создавали большой интерес у детей к учебным занятиям. Интерес регулирует поведение и усвоение ребенком ученого материала. На занятиях у нас присутствуют волшебные часы, которые напоминают детям, чтобы они слушали внимательно, не отвлекались. Все ребята работают активно, чтобы Самоделкин сказал им «Спасибо».

Такие словесные приемы с использованием наглядного материала очень эффективны. Они непродолжительны (от 5 до10 мин) и могут включаться во фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия.

Немаловажное значение в период обучения детей грамматически правильной речи мы придаем игре. Содержание игры служит выполнению учебной цели – закреплению и углублению знаний.

Беседа, проведенная с введением сказочных героев (или элементов сказки) дает большой положительный результат, чем обычное объяснение.

Вот несколько игровых упражнений, которые применяю на занятиях и которые наиболее любимы детьми.

«Загадки Карандаша»; «Портреты-загадки»; «Размытое письмо»; игры на фланелеграфе.

Для того, чтобы заинтересовать детей игрой, в предлагаемые фразы включаю интересные детям имена (Например: в «Размытом письме » имя отсутствующего в данный момент ребенка).

Мною широко использовался такой методический прием, как рассматривание картинок и игрушек для исправления ошибок у детей в употреблении несклоняемых имен существительных. Эффективность этих упражнений зависит от того, правильно ли сформирован вопросы.

Например: На чем играет девочка? (на пианино)

Около чего стоит мальчик? (около пианино)                       или от матировки учебного задания: «Придумайте дети предложения со словом пианино, кофе, пальто. Напоминаю вам, что эти слова всегда произносятся одинаково, два пальто, два кофе, около пианино»

На занятии я работаю только над одной грамматической формой – например: средний род существительно – небо, море, окно  и т.д.; согласование существительных и прилагательных.

Для того, чтобы внимание детей не рассеивалось, использую несколько предметов или картинок с простым сюжетом.

Одни и те же упражнения, но на разном словесном материале, повторяем с детьми на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.

В дидактических играх используем иллюстрации, картинки, фланелеграф.

Например: Игровое занятие «Составь  предложение»

Цель: Закрепление знаний о предлогах.

Согласование существительного с другими частями речи.

Логопед предлагает детям ситуацию из фигурок на полотне фланелеграфа. Ребята должны придумать предложения, используя в них  предлоги: Карандаш ехал через мост  к домику.

Незнайка поехал мимо дерева, остановился около пенька.

Совместная работа с воспитателем.

Активное участие в формировании правильных грамматических навыков у детей принимают воспитатели. Очень важен образец речи воспитателя, его умение быстро реагировать на неправильное употребление детьми трудных для них слов.

Воспитатель исправляет ошибку доброжелательно, тактично, давая ребенку аналогичные примеры. Повторение детьми подсказанного воспитателем слова, оборота речи проходит и на занятиях по развитию элементарных математических представлений, и в процессе рассказа.

Особое внимание уделяется выполнению заданий логопеда на вечерний отрезок времени. На это время давались задания типа: Изменить слова в соответствии с вопросом КЕМ?ЧЕМ?

Носорог бодает (рог)

Не шутите с (носорог)

И за (горка), и под (горка)

Под (береза), и под (елка)

Хороводами и в ряд

В шляпах молодцы стоят.

Или, демонстрируется набор предметных картинок, изображающих инструменты (пила, топор, лопата, игла, веник, нож). Дети с воспитателем составляют словосочетании, отвечая на вопрос «Чем?»

Пилят…, копают…, шьют…, и т.д.

Для закрепления умения определять род имен существительных воспитатель обращается к детям с вопросом «Как сказать про небо? Какое оно? (голубое, хмурое…) Какой снег?»

 

Заключение

Формирование грамматической стороны речи (в частности грамматических навыков в работе над именем существительным) – раздел работы, наименее освоенный в практике и освещенный в специальной литературе. Он требует внимания со стороны логопеда и дает большой простор творчеству, инициативе, выдумке для достижения практических результатов.

Категория: Страница логопеда Васильевой Н.В. | Просмотров: 1036 | Добавил: Екатерина | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Друзья сайта

ВСЕРОССИЙСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД:
ШАГИ НАВСТРЕЧУ

(о защите прав педагога)


ВАШ ЛОГОПЕД
сайт логопеда Егоровой В.Г.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЧКИ
сайт муз.руководителя
Голубевой Е.В.
САЙТ
 логопеда Котиной А.Ю.
БЛОГ
Назаровой Э.А.

Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Полезные ссылки







ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

***
Концепция развития Санкт-
Петербурга до 2030 года
***



dou11 © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz