Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 15:33

Меню сайта
Статистика
Главная » 2022 » Октябрь » 19 » Организация детской опытно-экспериментальной деятельности ДОУ
Организация детской опытно-экспериментальной деятельности ДОУ
13:53

Автор Мостовщикова Л.Е.

Мастер-класс для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении.

Тема: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Итак, тема нашего мастер-класса: «Детское экспериментирование».

В чем актуальность этой темы?

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть к познанию мира?

- Как способствовать развитию творческого потенциала, инициативности, уверенности в своих силах?

На эти вопросы можно найти ответ, изучая наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

И логично прийти  к выводу, что вторым по значимости ведущим видом деятельности (какой первый? - игра) является детское экспериментирование.

Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:

  • Образовательные:

формирование у детей представлений о свойствах воды;

 уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.

  • Коррекционно-развивающие:

развитие диалогической речи у детей; развитие общей и мелкой моторики.

  • Воспитательные:

формирование познавательного интереса, активности, любознательности;

доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.

Детское экспериментирование включает в себя три последовательных этапа.

  1. Подготовительный этап (планирование деятельности, создание условий, мотивация)
  2. Практический этап (исследовательская деятельность)
  3. Заключительный (результативный) этап
  1. Подготовительный этап (теоретическая часть).
    1. Планирование деятельности.

Ознакомление с объектами неживой природы (песок, воздух и мы останавливаемся на ВОДЕ) должно базироваться на живом интересе и только в игровой форме.

  В ДС не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельностью. Потому что Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных о воде как источнике жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы).

Воспитательный компонент в экспериментальной деятельности необходимо строить таким образом, чтобы формировать бережное отношение к объектам неживой природы, формировать мысль о том, что они наполняют нас силой и энергией (на примере воды - при умывании не лить воду зря,  важности проветривания - свежего воздуха)

    1. Создание условий, т.е. предметно-развивающая среда и ее наполняемость.

    Предлагаю вам ознакомиться с  Приборами и предметами для постановки опытов:

  • фартуки с нарукавниками на каждого ребенка
  • салфетки
  • разная тара для опытов (не стеклянная) – это тарелки, стаканы, ложки
  • бутылочки с водой  - 3 шт.
  • ракушки (камушки морские)
  • гуашь, кисти
  • соль
  • апельсин
  • карточки с изображением частей тела
  • карточки со смайликами
    1. Создание мотивации

Вызвать непосредственный интерес у детей можно при помощи:

  • появления сказочного героя, например: «Сегодня к нам пришла мульт персонаж  Маша  и принесла цветок. С ее цветком что-то случилось, он опустил листья. Маша просит о помощи.  Как вы думаете, что случилось с цветком?»

Как мы можем помочь? – подводим к тому, что цветок нужно хочет пить и поливаем его.

  • загадочность в интонации голоса педагога усиливает интерес детей и стимулирует к поиску решений.
  • включение разнообразных сюрпризных моментов, например, «Ребята, нам Маша принесла необычные и очень холодные кубики с сюрпризом! Что это? (Лёд)

    А сюрпризы превратятся для нас в подарки, когда наш цветок оживет и поднимет

    листики».

                                                                   

  1. Этап – практический. Исследовательская деятельность

Детям необходимо разделиться на 3 группы, используя игровую форму:

вытянуть жетон и занять столик с обозначением цвета жетона. На столе приготовлены карточки - подсказки с изображением частей тела, с помощью которых нужно провести исследование воды.    

     Повторяем Правила безопасности – это условие любого эксперимента:

  • Надеть фартуки и нарукавники.
  • Внимательно слушать взрослого.

Последовательность исследовательских действий для каждого стола:

Каждый стол исследует: «Имеет ли вода цвет?» «Имеет ли вода запах?» «Имеет ли вода вкус?»

Налить из бутылочки воду в приготовленные емкости. Проводим исследование частями тела, изображенными на карточке: Глазами, смотрим! Носом нюхаем! Языком пробуем!

Делаем Вывод: вода не имеет цвета (она прозрачная), вода не запаха, вода не имеет вкуса.

Изменяем воду в отмеченных ёмкостях (№2): гуашью, апельсином, солью. Сравниваем воду измененную и первоначальную. Подтверждаем свойство воды выбором правильной карточки.

Примеры на слайдах: последовательность действий в картинках на 1 столе, на 2 и на 3

Исследуем воду, потом ее изменяем, снова исследуем и выбираем правильную карточку.

 

  1. Этап заключительный (результативный) включает:
    1. Итоговый вывод.  
    2. Создание мотивации на дальнейшее познание

Закрепляем: Зачем нам нужна вода? (пить, поливать растения, умываться и т. д.)

Кому нужна вода? (растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям).

      Вы сейчас проводили опыты. С чем были опыты? Опыты с водой.

Что вы узнали из опытов? Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха. 

      Расскажите об этом не только мне, но и Маше, а что бы она запомнила, будем использовать карточки.

Цветок Маши ожил, поднял листья. Для эксперимента взят цветок спатифиллюм, который за 2-3 дня (выходные) может от недостатка влаги опустить листья, и после полива через 15-20 минут их поднять.

За время проведения нашего эксперимента лёд растаял и всех участников исследования воды ждут подарки – морской летний привет – ракушки. 

         Завершение каждой «встречи», является началом новой, то есть предполагает открытый конец.

   В рамках открытого конца возможно продолжение деятельности по решению следующей задачи:

«Почему привет от теплого летнего моря встретился с зимним холодным льдом? Почему именно ракушки оказались в кубиках льда?

Это нам предстоит узнать в нашем следующем эксперименте.

Готовы к исследованию?

Надеюсь, наша сегодняшняя встреча помогла вам оценить все плюсы детского экспериментирования.

Мы вспомнили с вами о роли детского экспериментирования, уточнили последовательность проведения, но при всём этом важно всегда помнить-

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то,
Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!

 

Категория: Страница воспитателя Мостовщиковой Л.Е. | Просмотров: 214 | Добавил: Екатерина | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Друзья сайта
ВСЕРОССИЙСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВАШ ЛОГОПЕД
сайт логопеда Егоровой В.Г.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЧКИ
сайт муз.руководителя
Голубевой Е.В.
САЙТ
 логопеда Котиной А.Ю.
БЛОГ
Назаровой Э.А.
САЙТ
учителя-дефектолога
Голубевой А.Н.
САЙТ
логопеда Котовой Е.А.
САЙТ
логопеда Голубевой  Н.И.

Календарь
«  Октябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Полезные ссылки






ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

***
Концепция развития Санкт-
Петербурга до 2030 года
***



dou11 © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz