Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 14.12.2017, 01:21

Меню сайта
Статистика
Главная » 2015 » Ноябрь » 26 » МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОШИБОК В ПИСЬМЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОШИБОК В ПИСЬМЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
22:29

Н.Н. Ванинцева

Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Санкт-Петербург, Россия

 

МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОШИБОК В ПИСЬМЕ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Нарушения процесса письма или дисграфия у учащихся общеобразовательных школ достаточно распространённое явление. Оно требует коррекционно-логопедической работы [1]. Коррекционное занятие, основанное на сказочном сюжете, сказочных играх и других приемах сказкотерапии, как показал наш практический опыт, оказывается более увлекательным и продуктивным для младших школьников, имеющих специфические ошибки при письме.

Сказкотерапия, а именно, метод комплексной сказкотерапии, имеет свои принципы, предмет, задачи, формы, методы, инструментарий, а также собственную структуру сказкотерапевтических занятий. Основное назначение метода комплексной сказкотерапии - сохранение и распространение общечеловеческих ценностей и дидактическая направленность занятий должна сочетаться с основной целью метода [2].

Выделяется пять видов сказок: художественные: народные и авторские, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные [2]. На логопедических занятиях, широко используются дидактические сказки. Они могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут.

Алгоритм дидактической сказки-задания является следующим.

  • Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.
  • Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (тоска, одиночество).
  • Обращение к ребенку. Разъясняется, что только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.

Дидактическая сказка конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и сообщается ребенку с помощью различного инструментария. К сказкотерапевтическому инструментарию относятся следующие психологические техники: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, рисование, постановка сказок в песочнице, сказкотерапевтические игры и другое [2].

В данной статье будут рассмотрены некоторые логопедические упражнения, основанные на методе комплексной сказкотерапии. Они направлены на устранение специфических ошибок при письме у младших школьников общеобразовательных школ, развитие коммуникативных навыков, установление эмоционально-комфортных условий в группе.

Приводим примеры игр и игровых упражнений с использованием метода комплексной сказкотерапии для логопедической работы с младшими школьниками.

Дружные звуки в волшебной стране

Рекомендуемый возраст: школьники 2-го класса.

Цель: сформировать и закрепить представление о звуках, дифференцировать понятия: звук и буква.

Оборудование: песочница (деревянный ящик голубого цвета, заполненный песком на 1/3 и размером 50x70); магнитофон и аудиозаписи различных звуков окружающего мира; миниатюрные фигурки: 1 фигурка человека, 1 домик красного цвета; изображения гласных первого ряда; пластилин; тетради; синие и красные ручки на каждого ребенка; светильник.

Ход игрового упражнения.

Ритуал приветствия: дети встают в круг, называют ласково имя соседа слева, затем логопед включает светильник и говорит о том, что теперь мы можем начать наше сказочное занятие [3].

Педагог предлагает детям выступить в роли добрых волшебников, создать волшебную страну звуков и букв в песочнице и рассказать историю, которая случилась в этой стране.

Упражнение «Музыка нашего мира»

Цель: дифференциация звуков окружающего мира и речевых звуков.

Оборудование: магнитофон и аудиозаписи различных звуков окружающего мира.

Ход игрового упражнения. Дети слушают аудиозаписи различных звуков, определяют принадлежность каждого звука. Совместно со взрослым они вспоминают, что эти звуки принадлежат окружающему миру, они неречевые, а есть еще и другие звуки – речевые. Далее по цепочке дети издают звуки с чередованием: речевой и неречевой звук. 

Упражнение «Звуки в песочнице»

Цель: формирование представлений о гласных первого ряда.

Оборудование: песочница; магнитофон и аудиозаписи различных звуков окружающего мира; миниатюрные фигурки: дома, контур реки, деревья, цветы, сад, огород, различные животные или сказочные персонажи, 1 фигурка человека, 1 домик красного цвета; изображения гласных первого ряда; мешочек; тетради; синие и красные ручки на каждого ребенка; светильник.

Ход игрового упражнения. Логопед знакомит детей с песочницей и миниатюрными фигурками. Он говорит о том, что дно песочницы символизирует воду, края – воздух, песок – землю [3]. Вместе с детьми в песочнице подготавливается ландшафт для будущей страны звуков и букв.

В песочнице прокладывается река, на берегах реки – деревья, цветы, сад, огород, дома, различные животные или сказочные персонажи. Далее проговаривается, какие звуки мы сможем услышать в этой стране? Дети говорят о шелесте листьев, о журчание воды, о звуках, которые издают животные.  Затем в созданную страну логопед помещает фигурку человека, которая символизирует речевые звуки. Дети помещают в песочницу домик красного цвета, в котором будет жить фигурка человека. Логопед достает мешочек с гласными буквами первого ряда. Говорит о том, что мешочек с этими гласными буквами был потерян фигуркой человека, сейчас нашелся и мы поможем человеку вспомнить все гласные буквы, которые находятся в мешочке.

Дети совместно с логопедом проговаривают гласные звуки первого ряда, артикулируют их беззвучно [4].

Упражнение «Буквы из пластилина»

Цель: дифференцировать понятия звук и буква.

Оборудование: пластилин; тетради; синие и красные ручки на каждого ребенка; тетради.

Ход игрового упражнения. Логопед напоминает детям о том, что звуки – произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Дети обводят пальцем гласные буквы в воздухе, лепят их из пластилина, записывают в тетради [4].

Упражнение «Сочинение сказки»

Цель: закрепить знания о гласных первого ряда.

Оборудование: тетради; синие и красные ручки на каждого ребенка; светильник.

Ход игрового упражнения. Логопед предлагает детям сочинить коллективную историю, которая могла бы произойти в созданной ими волшебной стране. Каждый ребенок по цепочке сочиняет по одному предложению, логопед направляет ход истории с помощью сказочных слов (жили-были, однажды, долго ли коротко, тут и сказочке конец и др.). Каждый ребенок придумывает свое название для сказки и записывает его в тетрадь, затем красной ручкой отмечает все гласные первого ряда.

Ритуал прощания: дети встают в круг, называют ласково имя соседа слева, затем логопед выключает светильник и говорит о том, что сказочное занятие закончено. Детям необходимо взять с собой все знания из волшебной страны звуков и букв.

 

Список литературы

 

  1. Барсукова Л.А., Емелина Т.А., Земская Н.Е. Логопедия в школе: практический опыт / под. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб: Речь, 2010.
  3. Ратникова Е.В., Гаврик А.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. – СПб.: Речь, 2013.
  4. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. - М.: ПАРАДИГМА, 2011. 

 

Категория: Страница логопеда Ванинцевой Н.Н. | Просмотров: 335 | Добавил: Natali8303 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Друзья сайта

"УРОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ"

документальный фильм
Министерства образования
и науки  РФ


ВАШ ЛОГОПЕД
сайт логопеда Егоровой В.Г.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЧКИ
сайт муз.руководителя
Голубевой Е.В.
САЙТ
 логопеда Котиной А.Ю.
САЙТ
логопеда Ванинцевой Н.Н.
БЛОГ
Назаровой Э.А.

Календарь
«  Ноябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Полезные ссылки






ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

***
Концепция развития Санкт-
Петербурга до 2030 года
***



dou11 © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz