Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 16.11.2018, 07:16

Меню сайта
Статистика
Главная » 2012 » Февраль » 3 » Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов ТРИЗ-РТВ
Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов ТРИЗ-РТВ
21:38
                    ВОСПИТАТЕЛЬ  ВОРОТНИКОВА И.В.  РЕКОМЕНДУЕТ

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость  использования  новых форм его организации, при котором синтезировались бы  элементы  познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.
Бесспорным является факт, что математика сегодня – это одна из наиболее жизненно важных областей знания современного человечества. В математике заложены большие возможности интеллектуального развития детей: мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация), процессов (умозаключение, обобщение, рассуждение и др.) и речи. Главное в работе по  формированию   элементарных   математических   представлений  у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является не только и не столько накопление определённого запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребёнка,  формирование  у него необходимых специфических познавательных и умственных компетентностей..

На современном этапе работы по  формированию   элементарных   математических   представлений  у детей дошкольного возраста мы видим проблему, что особенности возраста не позволяют нашим воспитанникам самостоятельно находить ответы на  математические  вопросы. Конечно, для овладения ими определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в школе можно использовать классическую систему образования, где главенствующая роль отводится  формированию  знаний, умений и навыков, но мы полагаем, что наиболее эффективный процесс обучения будет проходить лишь тогда, когда активно подключить воображение ребенка.

В существующих методиках по  формированию   математических   представлений  очень мало места отводится выполнению детьми заданий логического характера, они практикуются лишь эпизодически.

Выход из создавшейся ситуации мы видим в активном применении на занятиях по математике технологий ТРИЗ, т.к. возможность создать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как воображение и мышление. А технология ТРИЗ занимается именно развитием творческого потенциала, что благотворно будет влиять на  формирование   элементарных   математических   представлений .

Мы убедились в эффективности  использования  ТРИЗ в работе на занятиях по математике уже после эпизодического применения новых приемов. Детей на таких занятиях не надо было искусственно возбуждать. Увлекая ребенка в необычный мир, мы незаметно для него одновременно развиваем воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций формируем  математические  способности и понятия.

Все глубже изучая методику и чаще применяя методы и приемы ТРИЗ на практике, мы разработали учебно-методическое пособие «Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке студентов».

Используемые методические приемы ТРИЗ, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствуют  формированию  у детей  элементарных   математических   представлений .

Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носят интегрированный характер. Основной упор в обучении отводим самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения.

В ходе занятия дети получают знания и навыки благодаря эффективности технологии ТРИЗ. Наиболее продуктивными при этом являются такие приемы и методы:

1. Мозговой штурм.

Метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующей ассоциативные способности человека.

Этот метод позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.

2. Морфологический анализ.

Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Формировать подвижность мышления, усваивать ребенком принцип вариативности.

3. Синектика.

Личностное уподобление /эмпатия/ − умение сопереживать объекту.

Символическая аналогия  использование  символов, сравнений для характеристики объекта.

Прямая аналогия поиск сходных процессов в других областях знаний.

4. Системный оператор.

Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее [1].

Использование специальных ТРИЗ-игр

В целях математического развития детей рекомендуется проводить игры типа «Хорошо – плохо», «Что во что входит», «Фокусировка», «Выбери троих» и т.д. и игры, составленные педагогом с использованием  элементов  ТРИЗ на основе известных детям сюжетов. Проанализируем суть ТРИЗ-технологии в данных играх.

«Хорошо – плохо». Берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон.

Например, в качестве объекта выбирается треугольник. Положительные ассоциации детей – похож на крышу дома, устойчивый; отрицательные – не катается, колется.

«Что во что входит». Педагог задает 3 объекта, находящиеся в связи «надсистема – система – подсистема»; дети выявляют и обосновывают эту связь. Затем добавляются еще объекты, показывающие относительность понятий «надсистема», «система», «подсистема».

Например, заданы объекты – единица, десяток, сотня. Добавляется надсистема – тысяча, подсистема – доли.

«Фокусировка». Педагог задает фокальные объекты (от 1 до 3) и предмет усовершенствования; игроки переносят признаки и их значения с фокальных объектов на предмет, требующий усовершенствования, т.е. происходит акцентирование свойств произвольных объектов на предмете усовершенствования.

Например, выбран фокальный объект – слон, предмет усовершенствования – конфета. Слон – большой, серый, хороший, сильный (полезный). Значит идеальная конфета – большая, хорошая (вкусная), полезная.

«Выбери троих». Из трех случайных слов нужно выбрать два и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.

Например, названы слова: «круг», «четыре», «маленький»; дети предполагают, что в игре могут использоваться 4 маленьких круга как тарелки для кукол или колеса у машинки.

Детей делят на группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов – ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других объектов и определяющие специфическую точку зрения на события.

Например, составить рассказ от имени числа пять как части таблицы сложения, изучаемой в среднем дошкольном возрасте.

«Да - нет». Педагог загадывает какой-то «секрет», дети его разгадывают. Для этого задают вопросы в такой форме, чтобы педагог мог ответить «да» или «нет» (разрешается отвечать также «да», «нет», «и, да и нет», «это не существенно», «об этом нет информации»).

Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети задают вопрос: это число четное? При любом ответе второй вопрос будет такой: число больше двух? Если число нечетное и больше двух, задается последний вопрос: это 3? «Секрет» разгадан.

«Маленькие человечки». Выбранное заранее явление или предмет представляется состоящим из множества маленьких человечков, которые могут думать, производить действия, вести себя по-разному. У человечков разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. Игра позволяет детям увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов-систем и их элементов, особенно, если на место человечков они поставят самих себя [2].

Произвольный префикс.

Дети любят придумывать новые слова – предложите им один из способов словотворчества – деформирование слова за счет ввода в действие префикса – предлога.

Ход игры: Вспомните морфологический анализ. На одном из векторов расположите предлоги: не, зам, мини, макси…, на другом слова предложенные детьми, обозначающие предметы. Сочетание, полученное, соединением предлога и слова обговариваются, сочиняются с ним предложение и далее рассказ.

Можно в эту игру играть и на математике, прибавляя к произвольно взятым словам числительное; корова, а «трехкорова» − это какая? Сколько она дает молока, сколько у нее голов, ног, хвостов? Полный простор для фантазии.

Неплохо повторить с детьми деление целого на части, добавляя к словам – полу, четверть. Например, ложка – полуложка: это может быть положки, а как ею пользоваться? А может взять по функциям – несет ложка еду только до половины, как быть?

Указанные игры адаптированы для образовательных целей методами ТРИЗ и носят многофункциональный характер: вырабатывают навыки понимания ребенком новой ситуации; умение тщательно анализировать ресурсы объектов игр; способность отделять свойства объекта от его носителя и переносить их на себя или другой объект.

Обучение детей дошкольного возраста  элементам  ТРИЗ мы проводили со студентами в дошкольных учреждениях г. Абакана и Черногорска. Методы и приемы ТРИЗ используемые на занятиях по математике увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображение и  математические  способности.

Поскольку нам удалось реализовать свои замыслы не в полной мере – эта работа будет продолжена с учетом дальнейших творческих находок.


Литература

1. Страунинг, А.М. Программа по  ТРИЗ-РТВ  для детей дошкольного возраста «Росток», 1том: Учебно-методическое пособие. – Обнинск: Изд. «Принтер», 200. – 204с.

Категория: Страница вопитателя Воротниковой И.В. | Просмотров: 3490 | Добавил: маджонг | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Друзья сайта

ВСЕРОССИЙСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД:
ШАГИ НАВСТРЕЧУ

(о защите прав педагога)


ВАШ ЛОГОПЕД
сайт логопеда Егоровой В.Г.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЧКИ
сайт муз.руководителя
Голубевой Е.В.
САЙТ
 логопеда Котиной А.Ю.
БЛОГ
Назаровой Э.А.

Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Полезные ссылки







ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

***
Концепция развития Санкт-
Петербурга до 2030 года
***



dou11 © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz